Вниманию руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты! В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в срок до 1 апреля 2024 года необходимо представить в Управление сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Форма сведений установлена приказом Ростехнадзора от 14.12.2020 № 518. Подробнее.

Вопрос-ответ

2023 год

11 декабря 2023 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Распространяется ли шифр области аттестации Б.8.3 на лиц, занятых обслуживанием и эксплуатацией водолазных (переносных) баллонов с рабочим давлением 23 МПа и объёмом 0,015 М³? Распространяется ли шифр области аттестации Б.8.5 на лиц, занятых обслуживанием и эксплуатацией мобильного компрессора производительностью 100 л/мин и максимально производимым давлением 30 МПа?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением:
Согласно п. 228 «з» Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (далее – ФНП) организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить своевременное проведение аттестации в области промышленной безопасности инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций и допуск их к работе в порядке, установленном распорядительными документами эксплуатирующей организации, разработанными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и ФНП.
На основании п. 228 «ж» ФНП и в соответствии с подпунктом 61 «Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» (далее – Перечень), утвержденных приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334, шифр области аттестации Б.8.5 распространяется на наполнение, техническое освидетельствование и ремонт баллонов для хранения и транспортирования сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов, применяемых на опасных производственных объектах.
На основании п. 228 «ж» ФНП и согласно подпункту 59 Перечня, п. 3 «к», 5 «ж» ФНП шифр области аттестации Б.8.3 распространяется на лиц, эксплуатирующих указанные в обращении баллоны.
На лиц, обслуживающих баллоны и мобильный компрессор, области аттестации Перечня не распространяются.

03 ноября 2023 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Необходимо поставить танк-контейнер Т50 для перевозки сернистого ангидрида на учет в Ростехнадзоре. Какие документы необходимо предоставить для постановки на учет?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за взрывопожароопасными, химическими и металлургическими объектами:
Порядок ввода в эксплуатацию, пуска, включения в работу и учета оборудования под давлением определен в главе IV Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (далее – ФНП от 15.12.2020 № 536).
Исчерпывающая информация и документы, необходимые для постановки оборудования под давлением на учет, перечислены в пункте 224 главы IV ФНП от 15.12.2020 № 536.

25 октября 2023 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Необходимо провести приемку подъемника для маломобильных групп населения. Какие документы для этого нужны? Как подать заявление, по какой форме, есть ли шаблоны?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2022 № 2166 «О внесении изменений в Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» с 01.03.2023 вступили в силу изменения законодательства в части принятия решения о вводе лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – объекты) в эксплуатацию, в том числе после их замены (модернизации).
С 1 марта 2023 г. органы Ростехнадзора прекратили оказание государственной услуги по вводу в эксплуатацию объектов, после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизации.
Решение о вводе в эксплуатацию объекта, смонтированного в составе законченного строительством либо реконструированного объекта капитального строительства, а также модернизированного, замененного либо установленного в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, принимается владельцем объекта при условии выполнения требований п. 4 «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, далее – Правила) и на основании документов, предусмотренных пунктом 9 Правил.
С целью учета объектов в реестре, ведение которого осуществляется органами Ростехнадзора, владелец объекта обязан направить в органы Ростехнадзора уведомление о вводе объекта в эксплуатацию в 10-дневный срок со дня принятия им решения о вводе объекта в эксплуатацию. Форма уведомления о воде лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), эскалатора в эксплуатацию утверждена приказом Ростехнадзора от 19.09.2019 № 359 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 августа 2017 г. № 309 «Об утверждении форм документов, необходимых для реализации пунктов 13, 15, 23 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743».   

12 сентября 2023 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Может ли быть специалист эксплуатирующей организации по договору эксплуатационного обслуживания быть назначенным ответственным за электрохозяйство собственника объекта?»

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В соответствии с п. 7 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии», утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.08.2022 № 811 (далее – ПТЭЭП), содержание электроустановок в исправном состоянии и их безопасная эксплуатация являются обязанностью потребителя.
Эксплуатационное обслуживание электроустановок допускается осуществлять по договору со специализированной организацией. Назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя может быть произведено руководителем эксплуатирующей организации с учетом требований п. 10 ПТЭЭП, что должно быть отражено в договоре между владельцем электроустановки и эксплуатирующей организацией.

24 августа 2023 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«При проведении в межотопительный период гидравлических испытаний тепловых сетей (относятся к опасным производственным объектам) произошел порыв трубопровода на участке тепловой сети. Необходимо ли данный случай учитывать как инцидент на опасном производственном объекте – участке трубопровода теплосети и направлять оперативное сообщение о нем в территориальное управление Ростехнадзора?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее – ФЗ № 116) инцидент – это отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.
Кроме этого, в приложении № 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденным приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536, в числе требований промышленной безопасности в отношении оборудования определены критерии применения понятия «инцидент», согласно которому «к инцидентам при эксплуатации оборудования в числе прочего относятся образование выпучин и вмятин на стенках оборудования под давлением и (или) его основных элементов, трещин и свищей в основном металле и (или) в сварных соединениях оборудования под давлением и (или) его основных элементов, а также повреждения и разрывы отдельных деталей, труб или узлов основных элементов, не приведшие к аварии оборудования, работающего под избыточным давлением, но вызвавшие необходимость его остановки (прекращения работы) для проведения ремонта или замены поврежденного участка (детали, узла) основного элемента оборудования либо временного отглушения поврежденной трубы в составе элемента до проведения ближайшего планового ремонта оборудования в случаях, если это допущено руководством (инструкцией) по эксплуатации».
При отнесении конкретного случая к инциденту следует руководствоваться вышеуказанными требованиями действующего законодательства.
Дефекты (повреждения), возникающие в процессе проведения гидравлических испытаний водой с температурой 40 градусов Цельсия трубопроводов тепловых сетей, у которых рабочая температура воды составляет более 115 градусов Цельсия, не могут относиться к инцидентам при эксплуатации опасных производственных объектов, так как отсутствует факт осуществления технологического процесса.
На основании вышеизложенного оперативное сообщение об инциденте при проведении гидравлических испытаний в территориальное управление Ростехнадзора не направляется.

3 июля 2023 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Необходимо ли проводить испытания текстильных стропов, используемых при работе с подъемными сооружениями?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии с п. 229 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее – ФНП ПС), утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (зарегистрированы в Минюсте России 30.12.2020, рег. № 61983), необходимость, условия и способы проведения испытаний грузозахватных приспособлений в период эксплуатации должны определяться с учетом требований эксплуатационной документации изготовителя.
Результаты испытания статической нагрузкой грузозахватных приспособлений, тары, если такое предусмотрено эксплуатационной документацией изготовителя, должны быть оформлены актом (протоколом) испытания. При положительных результатах в нем должно подтверждаться, что грузозахватное приспособление, тара выдержали испытания и соответствуют требованиям действующих паспорта и руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и находятся в работоспособном состоянии. При отрицательных результатах в акте отражаются выявленные дефекты и повреждения и вероятные причины их происхождения. В этом случае грузозахватное приспособление, тара должны быть направлены в ремонт или на утилизацию. Требования к браковке стропов, в том числе текстильных стропов на полимерной основе, приведены в п. 273 ФНП ПС.

2 июня 2023 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«В организации формируется комиссия по проверке знаний по электробезопасности. Сколько членов комиссии (включая председателя и заместителя) по проверке знаний по электробезопасности, которая имеет право присваивать (подтверждать) группы электробезопасности, должны проходить проверку знаний в Ростехнадзоре?»

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В соответствии с требованиями п. 40 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии» (далее - ПТЭЭП), утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.08.2022 № 811, присвоение и подтверждение группы по электробезопасности должны осуществляться в соответствии с «Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденными приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н, и «Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации» (далее - ПРП), утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.09.2020 № 796.
В соответствии с требованиями п. 491 ПРП проверка знаний проводится в комиссиях организации, определение состава и формирование которых осуществляются в соответствии с пунктами 50, 51, 54 и 58 ПРП.
Согласно п. 51 ПРП комиссия по проверке знаний организации должна состоять не менее чем из пяти человек, включая председателя и заместителя председателя комиссии. В состав комиссии по проверке знаний организации должны включаться работники из числа административно-технического персонала организации (ее филиала, представительства) по направлениям проверки знаний. При проведении проверки знаний должно присутствовать не менее трех членов комиссии организации по проверке знаний, включая председателя (заместителя председателя) (п. 54 ПРП).
В соответствии с п. 53 ПРП председатель, заместители председателя и не менее двух членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должны проходить проверку знаний в вышестоящей комиссии по проверке знаний, созданной в организации. Проверка знаний остальных членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должна проводиться в постоянно действующей комиссии по проверке знаний такого филиала, представительства, структурного подразделения.
В случае, если в состав задач комиссии по проверке знаний входит присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности, то в состав такой комиссии должны включаться не менее трех работников, имеющих группу по электробезопасности, один из которых должен иметь группу по электробезопасности не ниже группы, присваиваемой (подтверждаемой) работнику, проверка знаний которого осуществляется (п. 58 ПРП).
Согласно п. 491 ПРП, если штатная численность работников организации не позволяет образовать комиссию по проверке знаний в соответствии с требованиями указанных пунктов ПРП, проверка знаний должна проводиться в комиссии, формируемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальным органом).

29 мая 2023 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
     
«В бизнес-центре установлены источники бесперебойного питания (ИБП) с герметичными необслуживаемыми свинцово-кислотными аккумуляторными батареями (АКБ), расположенными на стеллажах. Распространяются ли на данные ИБП с АКБ на стеллажах требования главы 4.4 (Аккумуляторные установки) Правил устройства электроустановок (ПУЭ)?»
  
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В соответствии с п. 4.4.1 главы 4.4 «Аккумуляторные установки» «Правил устройства электроустановок», утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 (далее - ПУЭ), настоящая глава правил распространяется на стационарные установки кислотных аккумуляторных батарей.
Источник бесперебойного питания (ИБП) с аккумуляторной батареей не относится к аккумуляторной установке. Аккумуляторная батарея является элементом ИБП и должна эксплуатироваться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Требования главы 4.4 ПУЭ на аккумуляторные батареи, установленные в ИБП, не распространяются.

3 апреля 2023 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Можно ли допускать к работам с применением стационарных подъемных сооружений (мостовых кранов) подрядные организации, работающие на объектах предприятия? Несет ли предприятие в этом случае ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности подрядчиком при работе с применением подъемных сооружений?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Федеральный закон от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие ОПО) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Обязанности организации, эксплуатирующей ОПО, изложены в ч. 1 статьи 9 указанного Федерального закона.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 461, далее по тексту – ФНП ПС) устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее - ПС), к безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС.
Ответственность за соблюдение требований промышленной безопасности на ОПО несет эксплуатирующая ОПО организация.
В случае необходимости использования ПС для выполнения работ подрядными организациями, в соответствии с вышеперечисленными нормативными правовыми актами и Гражданским кодексом Российской Федерации, возможно либо оказание услуг подрядчику организацией, эксплуатирующей ОПО, при этом ответственность несет эксплуатирующая ОПО организация, либо передача ПС в аренду (во временное владение и пользование). Подрядчик на период аренды принимает на себя обязанности организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за соблюдение требований промышленной безопасности.

29 марта 2023 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Каким документом регламентируется частота разработки положения о производственном контроле ОПО эксплуатирующей организацией?»

Отвечают специалисты межрегионального отдела правового обеспечения:
Согласно статье 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Такие требования установлены в Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» (далее - Правила).
Частота разработки положения о производственном контроле Правилами не регламентирована, однако, в пункте 5 Правил установлены следующие случаи, когда положение о производственном контроле разрабатывается вновь или подлежит изменению:
- в соответствии с актом технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте;
- в случае изменения требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля;
- по предписанию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации или их территориальных органов в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в положении о производственном контроле, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
- в иных случаях - по решению руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя.
Таким образом, частота разработки и внесения изменений в положение о производственном контроле зависит от вышеперечисленных факторов. 

27 февраля 2023 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«В 2019 году нашей организацией разработана проектная документация на замену автоматизированной системы управления паровых котлов котельной. На разработанную документацию получено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, сведения о заключении экспертизы промышленной безопасности внесены в реестр Ростехнадзора. В 2023 году планируется выполнение строительно-монтажных работ по разработанной документации. В связи с ограничениями в поставках на территорию РФ примененного в проекте оборудования вносятся корректировки в проектную документацию по замене оборудования на аналогичное, производимое на территории РФ, технические решения, принятые в документации, не изменяются, шифр проектной документации не изменяется. Прошу подтвердить отсутствие необходимости в проведении экспертизы промышленной безопасности документации с измененными торговыми марками оборудования».

Отвечают специалисты межрегионального отдела правового обеспечения:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей является техническим перевооружением опасного производственного объекта.
На основании пункта 1 статьи 13 Закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежит документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 8 Закона № 116-ФЗ не допускается техническое перевооружение опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта. Отклонения от проектной документации на техническое перевооружение в процессе его технического перевооружения не допускаются.
Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Заключение такой экспертизы промышленной безопасности также вносится в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
Законом не предусмотрен перечень отступлений, при которых не требуется проведение экспертизы промышленной безопасности изменений, внесенных в проектную документацию.

31 января 2023 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Какие требования предъявляются к организации, выполняющей работы по монтажу противопожарного водовода из полипласта (полиэтилена), в том числе в части аттестаций сварщиков, руководителей сварочных работ? Требуется ли наличие аттестации технологии сварочного производства, аттестации сварочного оборудования и материалов?
Способ прокладки противопожарного водовода – подземный, частично располагается на территории ОПО и за пределами ОПО».

Отвечают специалисты межрегионального отдела по государственному строительному надзору:
Для выполнения работ по монтажу противопожарного водовода при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства юридические лица и индивидуальные предприниматели должны:
- являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании требований главы 6.1 «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - ГрК РФ);
- иметь лицензию МЧС России на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ на основании требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 и Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1128 от 28.07.2020;
- иметь не менее двух специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства (ч. 6 ст. 55.5, ч. 1 ст. 55.5-1 ГрК РФ);
- иметь рабочих-сварщиков, имеющих профессиональный диплом (удостоверение) сварщика и квалификационное удостоверение, подтверждающее право производства сварочных работ с указанием возможности сварки трубопроводов из полиэтилена, полипропилена, выданное в соответствии с профессиональным стандартом «Сварщик» (код № 40.002), утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 701н.
Также в порядке информации сообщаем следующее: требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах (далее - ОПО) при изготовлении технических устройств (ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.01.1997), конструкций и изделий, предназначенных для эксплуатации на ОПО, установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2020 года № 519.
  
2022 год

13 декабря 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Необходимо ли организации в соответствии с п. 2 Приложения № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 223 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» относить к категории опасных производственных объектов (ОПО) и ставить на учёт в Ростехнадзоре площадку с сосудом, работающим под давлением (ресивер), обладающим следующими характеристиками:
- Рабочее давление (расчетное давление) – 1,1 Мпа.
- Рабочая температура – плюс 80 (+80) С.
- Наименование рабочей среды – воздух.
- Характеристика рабочей среды: класс опасности - 4, взрывоопасность – нет, пожароопасность – нет.
- Вместимость – 0,900 м3.
- Масса пустого сосуда – 265 кг.
- Группа сосуда – 4.
- Группа рабочей среды – 2.»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением:
В соответствии с п. 223 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 536 (далее - ФНП), сосуд с рабочим давлением 1,1 МПа, вместимостью 0,9 м3, температурой стенки 80 °С, рабочая среда - воздух (2-я группа согласно TP ТС 032/2013), учету в органах Ростехнадзора не подлежит и в соответствии с п. 227 ФНП регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов не подлежит.

21 ноября 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
      
«Соответствует ли действующему законодательству возложение обязанностей ответственного за электрохозяйство на физическое лицо, которое не состоит в штате организации, однако имеет статус самозанятого и обладает всеми необходимыми документами, подтверждающими возможность исполнение функций лица, ответственного за электрохозяйство?»
  
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
Согласно п. 1.2.3 действующей редакции «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителя», утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя.
Приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811 утверждены новые «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии» (далее - новые Правила). Указанные новые Правила вступают в силу по истечению трех месяцев со дня их официального опубликования (дата опубликования - 07.10.2022).
В соответствии с п. 8 новых Правил для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (за исключением индивидуальных предпринимателей и физических лиц) организационно-распорядительным документом назначает из числа административно-технического персонала потребителя лицо, на которое возложены обязанности по организации проведения всех видов работ в электроустановках потребителя, и его заместителя.
Назначение ответственным за электрохозяйство организации физического лица, не состоящего в штате этой организации, вне зависимости от его статуса самозанятого, Правилами не предусмотрено.

13 октября 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«В правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок в п. 10.1.12 есть требование «Теплообменные аппараты подвергаются испытаниям на тепловую производительность не реже 1 раза в 5 лет». Каким образом нужно это выполнить? Есть ли типовая методика? Какой документ должен быть представлен по результатам? Есть ли типовая форма? Испытание должно проводиться специализированной организацией или собственник сам может провести?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения:
В соответствии с пунктом 10.1.12 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, теплообменные аппараты подвергаются испытаниям на тепловую производительность не реже 1 раза в 5 лет. Испытания проводятся с целью определения их фактических характеристик.
Испытания являются неотъемлемой частью эксплуатации тепловой энергоустановки в строгом соответствии с требованиями изготовителя и осуществляются подготовленным теплоэнергетическим персоналом ее владельца. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.
Порядок проведения испытаний изложен в методических указаниях и пособиях, имеющих рекомендательный характер и не входящих в перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности. К таким документам, в частности, относятся: «Методические указания по испытанию сетевых подогревателей» (МУ 34-70-001-82; М.: СПО Союзтехэнерго, 1982), методическое пособие «Испытание теплообменных установок на тепловую производительность (определение фактической суммарной тепловой нагрузки на отопление, вентиляцию и кондиционирование)» (Д. Давыденко; М., 2015).
Форма отчетного документа по испытаниям на тепловую производительность нормативно не регламентирована. Результаты испытаний могут быть оформлены в виде утвержденных отчетов или актов приемочных комиссий владельцев тепловых энергоустановок.

1 сентября 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Необходимо ли получать разрешение на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок мощностью 45 кВт, категория надежности 3, уровень напряжения 0,4 кВт, использующихся для бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности?»
   
Отвечают специалисты Гатчинского отдела по государственному энергетическому надзору:
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 года № 1178 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» получение от органов Ростехнадзора разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок мощностью до 150 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не требуется, если заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств была подана позднее 1 июля 2022 года, т.е. после вступления в силу указанного постановления.

23 августа 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Может ли организация, имеющая тепловые сети, используемые только для нужд отопления, вентиляции и ГВС, не назначать ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок из числа собственных сотрудников, а заключить договор на обслуживание тепловых сетей со сторонней организацией, и ответственным и его заместителем назначить сотрудников этой организации?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения:
В соответствии с пунктом 2.1.1 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила), эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией. Назначение лиц специализированной организации ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок владельца в соответствии с пунктом 2.1.2 Правил допустимо при заключении между сторонами соответствующего договора с обязательным отражением эксплуатационной ответственности специализированной организации за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок владельца.

18 июля 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Согласно п. 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116 о промышленной безопасности, каждый владелец ОПО, либо эксплуатирующая объект организация обязаны «вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте» и представлять в Ростехнадзор информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. Требуется ли подавать «нулевой» отчёт об отсутствии аварий и/или инцидентов?»
   
Отвечают специалисты межрегионального отдела правового обеспечения:
В соответствии с пунктом 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503, не реже одного раза в квартал в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о произошедших инцидентах, в которой указывается: количество инцидентов; характер инцидентов; анализ причин возникновения инцидентов; принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов. Следовательно, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана подавать в территориальные органы Ростехнадзора информацию об инцидентах в установленные сроки, информация об отсутствии инцидентов не направляется. 

2 июня 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Должны ли лица, осуществляющие работы по текущему обслуживанию подъемных сооружений, пройти аттестацию по направлению Б.9.6, или достаточно прохождения аттестации по области Б.9.3? Необходимо ли проходить аттестацию по направлению Б.9.6 при проведении периодического осмотра подъемных сооружений и рельсовых путей на предмет выявления дефектов?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ) установлено, что работники опасного производственного объекта (далее - ОПО) обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности, при этом в соответствии с пунктом 9 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок аттестации в области промышленной безопасности установлен «Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 (далее - Положение). В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения аттестацию в области промышленной безопасности проходят инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, а именно: в том числе работники, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией ОПО, а также с обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на ОПО. Пунктом 5 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ определено, что аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей, и при аттестации работников проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Области аттестации в области промышленной безопасности, в том числе области аттестации по требованиям промышленной безопасности к подъемным сооружениям, установлены «Перечнем областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2020 № 334 (далее - Перечень областей аттестации). К области аттестации, имеющей шифр Б.9.6 согласно Перечню областей аттестации, относятся требования промышленной безопасности, связанные с монтажом, наладкой, обслуживанием, ремонтом, реконструкцией или модернизация подъемных сооружений, применяемых на ОПО. Таким образом, инженерно-технические работники, в чьи трудовые обязанности, определенные должностными инструкциями и трудовыми договорами, входит осуществление профессиональной деятельности, связанной с обслуживанием и ремонтом технических устройств (подъемных сооружений), применяемых на ОПО, должны быть аттестованы по области аттестации Б.9.6. 

16 мая 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
      
«При приемке законченного строительством объекта сетей газоснабжения государственным инспектором было составлено особое мнение и подписан акт приемки с особым мнением. После устранения замечаний необходимо ли вызывать инспектора для подписания акта приемки без особого мнения? Считается ли объект принятым, если акт приемки подписан всеми членами приемочной комиссии, а инспектор Ростехнадзора подписал с особым мнением?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:
Приемка законченных строительством объектов газоснабжения приемочной комиссией с участием представителя Ростехнадзора регламентируется Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 (далее - Технический регламент). В соответствии с п. 98 Технического регламента «документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии». Исходя из этого, в случае подписи представителем Ростехнадзора акта приемки объект считается принятым, несмотря на особое мнение. Объект не будет считаться принятым, если представитель Ростехнадзора своим особым мнением обоснует отказ от подписи акта и, соответственно, подпись не поставит.

8 апреля 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Нужно ли ставить на учёт телескопический погрузчик, зарегистрированный в Гостехнадзоре, в органах Ростехнадзора, при условии, что он не использует дополнительное навесное оборудование (люлька, грузовая платформа навешиваемая на крюк и т.д.), а работает исключительно вилами или отвалом?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Указанный телескопический погрузчик не относится к подъемным сооружениям (далее - ПС), перечисленным в пункте 2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 461, зарегистрированным Минюстом России 30.12.2020, регистрационный № 61983 (далее - ФНП), на которые распространяются ФНП. Также в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 требования ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются электро- и автопогрузчики. В соответствии с пунктом 143 ФНП объекты, на которых эксплуатируются ПС, перечисленные в пункте 2 ФНП (за исключением ПС, перечисленных в пункте 145 ФНП) подлежат регистрации в качестве ОПО в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в реестре ОПО (далее - федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющие ведение реестра ОПО). С учетом вышеизложенного, указанный телескопический погрузчик не подлежит учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО.

18 марта 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Для проведения ПНР теплопотребляющей установки получено временное разрешение на допуск в эксплуатацию. В связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.22 № 353 требуется ли в 2022 г. получение постоянного разрешения на допуск в эксплуатацию теплопотребляющей установки? Возможно ли эксплуатировать теплопотребляющую установку без постоянного разрешения на допуск в эксплуатацию?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения:
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году (далее – Постановление № 353) определены особенности разрешительных режимов в отдельных сферах деятельности. Согласно пункту 9 приложения 4 временное подключение (технологическое присоединение) объекта теплоснабжения до 31.12.2022 может осуществляться без получения разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ объектами теплоснабжения признаются источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность. При этом система теплопотребления, теплопотребляющие установки не относятся к объектам теплоснабжения.
Постановлением № 353 временное подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок без получения разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию (порядок которого определен Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергипи, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 № 85) не предусмотрено.

10 февраля 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Прошу разъяснения в вопросе необходимости разрабатывать на предприятии, эксплуатирующем ОПО (сеть газопотребления), перечень газоопасных работ и инструкции, а также вести журнал рекомендуемой формы с фиксацией нарядов-допусков на газоопасные работы, если эксплуатирующее предприятие не имеет свою ремонтную газовую службу. Все работы по осмотру, обслуживанию и ремонту выполняют по договору работники «Газпром газораспределение»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:
Вне зависимости от выполнения газоопасных работ собственной службой организации, эксплуатирующей сеть газопотребления, или персоналом специализированной организации, обслуживающей объект на основании договора, в организации должны иметься: перечень газоопасных работ; инструкция, определяющая порядок подготовки и проведения газоопасных работ применительно к конкретным производственным условиям; журнал учета нарядов-допусков; журнал учета периодически повторяющихся газоопасных работ, выполняемых без наряда-допуска (п.п. 133, 135, 141 ФНиП в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531).
При отсутствии у эксплуатирующей организации соответствующих специалистов вышеуказанные документы разрабатываются специализированной обслуживающей организацией и утверждаются или согласовываются с эксплуатирующей организацией.
Наряды-допуски выдаются уполномоченными лицами обслуживающей организации ее работникам, а учет нарядов-допусков и газоопасных работ производится в вышеупомянутых журналах по месту эксплуатации объекта.

17 января 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Подлежит ли регистрации в органах Ростехнадзора гусеничный мобильный лестничный подъемник T09 «ROBY»? Необходимо ли для него проведение работ по техническому освидетельствованию?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.03.2021 № 28 «О внесении изменений в решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823» в раздел 6 «Оборудование подъемно-транспортное, краны грузоподъемные» перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме сертификации Приложение № 3 к ТР ТС 010/2011 включено оборудование подъемно-транспортное (позиция 15).
В перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, и в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, включены национальный стандарт ГОСТ Р 55555-2013 (ИСО 9386-1:2000) «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 1. Платформы подъемные с вертикальным перемещением» и ГОСТ Р 55556-2013 (ИСО 9386-2:2000) «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 2. Платформы подъемные с наклонным перемещением», распространяющиеся на платформы подъемные для инвалидов.
Таким образом, платформы подъемные для инвалидов являются объектом технического регулирования технического регламента, и требования к их изготовлению (конструкции) определены.
Вместе с тем, гусеничный мобильный лестничный подъемник T09 «ROBY», предназначенный для облегчения подъема по лестнице человеку, временно ограниченному в движении или находящемуся в инвалидном кресле, без использования специальных стационарных подъемных устройств, не входит в область применения вышеуказанных документов, т.к. вышеуказанные стандарты устанавливают требования безопасности и доступности к стационарно устанавливаемым подъемным платформам.
Учитывая вышеизложенное, следует, что действие «Правил об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, не распространяется на гусеничный мобильный лестничный подъемник T09 «ROBY», также данный подъемник не подлежит учету. 

2021 год

8 декабря 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«В ФНП № 512 (утв. 09.12.2020) существует раздел «Требования безопасности к производственным емкостям». Согласно данному разделу к производственным емкостям относятся ковши, шлаковые чаши, совки, кюбели, тара, корзины. Есть ли необходимость относить тару (например, контейнер для хранения и транспортировки бытового мусора, контейнеры для хранения деталей и их перемещения с применением ПС), которая не используется в процессе получения металлов, к таким емкостям?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за взрывопожароопасными, химическими и металлургическими объектами:
В соответствии с п. 139 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512, производственная емкость должна быть идентифицирована как технологическая или вспомогательная. Требования к учету и маркировке производственных емкостей устанавливаются распорядительным документом эксплуатирующей организации и проводятся в соответствии с производственной документацией.

17 ноября 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Относится ли деятельность по перевалке и непродолжительному (не более нескольких дней) хранению зерна (семена льна, подсолнечный шрот и др.) на складах напольного хранения в порту к категории опасных производственных объектов, по смыслу п. 6 Приложения «Опасные производственные объекты» (осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию) к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за взрывопожароопасными, химическими и металлургическими объектами:
На основании пункта 6 приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту - закон № 116-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.
В соответствии с ч.1 ст. 6 закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Исходя из вышеизложенного, деятельность по перевалке и хранению зерна в складах напольного хранения в порту относится к деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов.

5 октября 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
    
«Какими нормативно-правовыми актами или методиками следует руководствоваться при расчете вреда (экономического ущерба и вреда окружающей среде) от аварии согласно п. 18 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 декабря 2020 г. № 503?»
   
Отвечают специалисты межрегионального отдела правового обеспечения:
Статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503, организацией, на объекте которой произошла авария, осуществляется расчет вреда (экономического ущерба и вреда окружающей среде) от аварии, который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
При расчете резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий, а так же при определении размера вреда целесообразно руководствоваться Методическими рекомендациями по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах (РД 03-496-02), утвержденными постановлением Госгортехнадзора от 29.10.2002 № 63 и Методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденной приказом Ростехнадзора от 10.12.2020 № 516. С их помощью можно определиться с размерами финансовых резервов и оценкой ущерба, который может сложиться на конкретном объекте и в конкретное время в результате чрезвычайной ситуации.

13 сентября 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Может ли специалист организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, пройти аттестацию в Территориальной аттестационной комиссии, если у него нет высшего образования?»
  
Отвечают специалисты отдела лицензирования и ведения государственного реестра ОПО:
В документах, регулирующих деятельность аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, требований к образованию аттестуемых нет. Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» (далее - Положение), определены следующие категории работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности:
- работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;
- работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
- работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
- работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.
В соответствии с п. 5 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

02 августа 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Попадает ли автокран и организация, его эксплуатирующая, под опасный производственный объект?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии со статьей 2 и Приложением № 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее по тексту - ФЗ № 116) к категории опасных производственных объектов (далее по тексту также - ОПО) относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.
Согласно пункту 143 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 461, зарегистрированных Минюстом России 30.12.2020, регистрационный № 61983 (далее по тексту - ФНП ПС), объекты, на которых эксплуатируются подъемные сооружения (далее по тексту - ПС), перечисленные в пункте 2 ФНП ПС (за исключением ПС, перечисленных в пункте 145 ФНП ПС) подлежат регистрации в качестве опасных производственных объектов (далее по тексту - ОПО) в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Автомобильные краны относятся к указанным в пункте 2 (а) ФНП ПС грузоподъемным кранам всех типов и являются стационарно установленными, так как должны осуществлять грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, после установки их на выносные опоры и при этом крановая установка закреплена на шасси или раме стационарно.
С учетом вышеизложенного, Северо-Западное управление Ростехнадзора сообщает, что автомобильные краны подлежат учету в органах Ростехнадзора в составе ОПО. При этом организация, эксплуатирующая ОПО, обязана соблюдать положения ФЗ № 116, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

09 июля 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Требуется ли для юридических лиц получение акта допуска электроустановки временного электроснабжения строительной площадки с разрешенной мощностью 1350 кВт по 3 категории?»
  
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
Получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию электроустановок заявителя является одним из мероприятий процедуры технологического присоединения (п. 7 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).
Правилами устанавливается исчерпывающий перечень случаев, когда получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя не требуется (п. п. 12, 12(1), 13, 14 Правил). Получение разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки строительной площадки с разрешенной мощностью 1350 кВт является обязательным.
Допуск в эксплуатацию новых и реконструируемых энергоустановок производится в соответствии с «Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. № 85.
Подробно о форме заявления, о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки, составе технической документации, представляемой для допуска электроустановок в эксплуатацию, можно ознакомиться в Интернете на сайте Северо-Западного управления Ростехнадзора: www.szap.gosnadzor.ru.

01 июня 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Какие нормативные документы, действующие с 2021 года, необходимы для составления проекта производства маркшейдерских работ?»

Отвечают специалисты отдела надзора за безопасностью ведения горных работ:
При разработке проекта производства маркшейдерских работ (ППМР) необходимо учитывать требования закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1; «Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1467; «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 08.12.2020 № 505; «Правил обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.10.2020 № 439; «Требования к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 537 и требования к производству маркшейдерских работ, установленные иными нормативными правовыми актами. Также при составлении ППМР возможно применение Рекомендаций по подготовке проектной документации на производство маркшейдерских работ, разработанных специалистами научного центра геомеханики и проблем горного производства (Горный институт, 2009 год), в части, не противоречащей действующему законодательству. При разработке ППМР следует учитывать специфику и способ разработки объекта недропользования, его геометризацию, наличие зданий и сооружений в зоне ведения работ, необходимость и частоту учёта добываемого полезного ископаемого и прочие условия, которые могут повлиять на методы и периодичность производства маркшейдерских работ.

04 мая 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
       
«Прошу разъяснить порядок проверки знаний по электробезопасности в случае истечения 3-х летнего периода с момента последней проверки знаний»

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В соответствии с п. 1.4.19 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, при перерыве в проверке знаний более трех лет проводится первичная проверка знаний.
Проверка знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, может быть проведена в комиссии Управления. Основанием для организации проведения проверки знаний норм и правил является представление в Управление заявления о направлении работника на проверку знаний. Заявление о направлении работника на проверку знаний оформляется в произвольной форме на фирменном бланке организации. Письмо подписывается руководителем организации (структурного подразделения).
Указанные сведения, объем информации, необходимой для регистрации, а также перечень вопросов, применяемых в тестах отраслевой комиссии Ростехнадзора по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора, размещены на официальном сайте Управления - www.szap.gosnadzor.ru.

15 апреля 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Подлежит ли согласованию с органами Ростехнадзора проект производства маркшейдерских работ как самостоятельный документ?»

Отвечают специалисты отдела надзора за безопасностью ведения горных работ:
В соответствии с пп. 43 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство маркшейдерских работ является лицензируемым видом деятельности. В соответствии с пп. «е» п. 5 «Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1467, лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении деятельности по производству маркшейдерских работ помимо требований, указанных в пункте 4 настоящего Положения, в том числе, является выполнение работ в соответствии с проектной документацией на проведение работ, связанных с пользованием недрами, согласованными в установленном порядке органом государственного горного надзора планами и схемами развития горных работ и проектной документацией на производство маркшейдерских работ. В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом государственного горного надзора.
Ввиду вышесказанного сообщаем, что проект производства маркшейдерских работ подлежит согласованию с органами Ростехнадзора.

11 марта 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Каким документом утверждена форма подписываемого акта приемки сетей газораспределения и газопотребления приемочной комиссией? Направляется ли информация (распоряжение, приказ Ростехнадзора) о лице, уполномоченном на участие в комиссии по приемке сети газораспределения и сети газопотребления и проверке готовности организации к эксплуатации сети газоснабжения? Если нет, то как заказчик может знать о дате выезда инспектора? Каким образом уведомляется заказчик о прибытии представителя Ростехнадзора для работы в приемочной комиссии?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:
После исключения приложения «Ж» СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы», устанавливавшего форму акта приемки законченного строительством объекта газораспределения или газопотребления, форма такого акта никакими нормативными документами в настоящее время не установлена. Это означает, что приемочная комиссия вправе сформировать акт по произвольной форме при условии соответствия его содержания и выводов положениям пунктов 93-98 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (далее - Технический регламент). На практике, как правило, по-прежнему используется привычная форма акта по исключенному из СП 62.13330.2011* приложению «Ж».
Распоряжение (приказ) органа Ростехнадзора издается для организации плановой или внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Участие представителя Ростехнадзора в комиссии по приемке определено Техническим регламентом, не является проверкой, и для его организации не может быть издано распоряжение или приказ.
Представитель Ростехнадзора для участия в приемочной комиссии назначается на основании поступившего письма о завершении строительства объекта и создании комиссии, в соответствии с установленным порядком и действующими распорядительными документами. Дата и время сбора приемочной комиссии согласуется сторонами без почтовой переписки, по телефону или иным доступным способом. Письменное уведомление инициатора создания приемочной комиссии (заказчика строительства) о назначении конкретного должностного лица для участия в комиссии, как правило, не производится, в связи с возникающим большим объемом делопроизводства, а также значительными сроками оформления и доставки почтой соответствующих писем, что затягивает сроки работы комиссии. Такого рода письменные уведомления направляются по запросу заказчика, в случае необходимости.

19 февраля 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Требуется ли в настоящее время согласовывать Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах в территориальном органе Ростехнадзора?»
  
Отвечают специалисты межрегионального отдела правового обеспечения:
Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах определен приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения» (далее - Порядок). Пунктом 29 Порядка предусмотрено, что техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей объект. В настоящее время согласование указанных документов с Ростехнадзором не требуется.

12 января 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«В Правилах охраны труда при эксплуатации тепловых энергоустановок (приказ Минтруда России от 17.12.2020 № 924н) указан рекомендуемый образец бланка наряд-допуска на производство работ повышенной опасности в тепловых энергоустановках. С учетом требований п. 23 возможно ли изменить форму бланка наряд-допуска (взять за основу бланк наряд-допуска из ранее действующих Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей)?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения:
Оформленный бланк наряда-допуска должен содержать сведения, предусмотренные п. 23 «Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок» (утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2020 № 924н, зарегистрированных Минюстом России от 29.12.2020 № 61926; далее - ПОТЭТ). Предлагаемая ПОТЭТ в приложении № 1 форма бланка наряда-допуска является рекомендуемым образцом. Применение иной формы бланка при оформлении наряда-допуска не является нарушением норм охраны труда при соблюдении требований ПОТЭТ.