Вопрос-ответ

2022 год

2 июня 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Должны ли лица, осуществляющие работы по текущему обслуживанию подъемных сооружений, пройти аттестацию по направлению Б.9.6, или достаточно прохождения аттестации по области Б.9.3? Необходимо ли проходить аттестацию по направлению Б.9.6 при проведении периодического осмотра подъемных сооружений и рельсовых путей на предмет выявления дефектов?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ) установлено, что работники опасного производственного объекта (далее - ОПО) обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности, при этом в соответствии с пунктом 9 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок аттестации в области промышленной безопасности установлен «Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 (далее - Положение). В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения аттестацию в области промышленной безопасности проходят инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, а именно: в том числе работники, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией ОПО, а также с обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на ОПО. Пунктом 5 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ определено, что аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей, и при аттестации работников проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Области аттестации в области промышленной безопасности, в том числе области аттестации по требованиям промышленной безопасности к подъемным сооружениям, установлены «Перечнем областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2020 № 334 (далее - Перечень областей аттестации). К области аттестации, имеющей шифр Б.9.6 согласно Перечню областей аттестации, относятся требования промышленной безопасности, связанные с монтажом, наладкой, обслуживанием, ремонтом, реконструкцией или модернизация подъемных сооружений, применяемых на ОПО. Таким образом, инженерно-технические работники, в чьи трудовые обязанности, определенные должностными инструкциями и трудовыми договорами, входит осуществление профессиональной деятельности, связанной с обслуживанием и ремонтом технических устройств (подъемных сооружений), применяемых на ОПО, должны быть аттестованы по области аттестации Б.9.6. 

16 мая 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
      
«При приемке законченного строительством объекта сетей газоснабжения государственным инспектором было составлено особое мнение и подписан акт приемки с особым мнением. После устранения замечаний необходимо ли вызывать инспектора для подписания акта приемки без особого мнения? Считается ли объект принятым, если акт приемки подписан всеми членами приемочной комиссии, а инспектор Ростехнадзора подписал с особым мнением?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:
Приемка законченных строительством объектов газоснабжения приемочной комиссией с участием представителя Ростехнадзора регламентируется Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 (далее - Технический регламент). В соответствии с п. 98 Технического регламента «документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии». Исходя из этого, в случае подписи представителем Ростехнадзора акта приемки объект считается принятым, несмотря на особое мнение. Объект не будет считаться принятым, если представитель Ростехнадзора своим особым мнением обоснует отказ от подписи акта и, соответственно, подпись не поставит.

8 апреля 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Нужно ли ставить на учёт телескопический погрузчик, зарегистрированный в Гостехнадзоре, в органах Ростехнадзора, при условии, что он не использует дополнительное навесное оборудование (люлька, грузовая платформа навешиваемая на крюк и т.д.), а работает исключительно вилами или отвалом?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Указанный телескопический погрузчик не относится к подъемным сооружениям (далее - ПС), перечисленным в пункте 2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 461, зарегистрированным Минюстом России 30.12.2020, регистрационный № 61983 (далее - ФНП), на которые распространяются ФНП. Также в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 требования ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются электро- и автопогрузчики. В соответствии с пунктом 143 ФНП объекты, на которых эксплуатируются ПС, перечисленные в пункте 2 ФНП (за исключением ПС, перечисленных в пункте 145 ФНП) подлежат регистрации в качестве ОПО в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в реестре ОПО (далее - федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющие ведение реестра ОПО). С учетом вышеизложенного, указанный телескопический погрузчик не подлежит учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО.

18 марта 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Для проведения ПНР теплопотребляющей установки получено временное разрешение на допуск в эксплуатацию. В связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.22 № 353 требуется ли в 2022 г. получение постоянного разрешения на допуск в эксплуатацию теплопотребляющей установки? Возможно ли эксплуатировать теплопотребляющую установку без постоянного разрешения на допуск в эксплуатацию?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения:
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году (далее – Постановление № 353) определены особенности разрешительных режимов в отдельных сферах деятельности. Согласно пункту 9 приложения 4 временное подключение (технологическое присоединение) объекта теплоснабжения до 31.12.2022 может осуществляться без получения разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ объектами теплоснабжения признаются источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность. При этом система теплопотребления, теплопотребляющие установки не относятся к объектам теплоснабжения.
Постановлением № 353 временное подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок без получения разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию (порядок которого определен Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергипи, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 № 85) не предусмотрено.

10 февраля 2022 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Прошу разъяснения в вопросе необходимости разрабатывать на предприятии, эксплуатирующем ОПО (сеть газопотребления), перечень газоопасных работ и инструкции, а также вести журнал рекомендуемой формы с фиксацией нарядов-допусков на газоопасные работы, если эксплуатирующее предприятие не имеет свою ремонтную газовую службу. Все работы по осмотру, обслуживанию и ремонту выполняют по договору работники «Газпром газораспределение»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:
Вне зависимости от выполнения газоопасных работ собственной службой организации, эксплуатирующей сеть газопотребления, или персоналом специализированной организации, обслуживающей объект на основании договора, в организации должны иметься: перечень газоопасных работ; инструкция, определяющая порядок подготовки и проведения газоопасных работ применительно к конкретным производственным условиям; журнал учета нарядов-допусков; журнал учета периодически повторяющихся газоопасных работ, выполняемых без наряда-допуска (п.п. 133, 135, 141 ФНиП в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531).
При отсутствии у эксплуатирующей организации соответствующих специалистов вышеуказанные документы разрабатываются специализированной обслуживающей организацией и утверждаются или согласовываются с эксплуатирующей организацией.
Наряды-допуски выдаются уполномоченными лицами обслуживающей организации ее работникам, а учет нарядов-допусков и газоопасных работ производится в вышеупомянутых журналах по месту эксплуатации объекта.

17 января 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Подлежит ли регистрации в органах Ростехнадзора гусеничный мобильный лестничный подъемник T09 «ROBY»? Необходимо ли для него проведение работ по техническому освидетельствованию?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.03.2021 № 28 «О внесении изменений в решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823» в раздел 6 «Оборудование подъемно-транспортное, краны грузоподъемные» перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме сертификации Приложение № 3 к ТР ТС 010/2011 включено оборудование подъемно-транспортное (позиция 15).
В перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, и в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, включены национальный стандарт ГОСТ Р 55555-2013 (ИСО 9386-1:2000) «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 1. Платформы подъемные с вертикальным перемещением» и ГОСТ Р 55556-2013 (ИСО 9386-2:2000) «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 2. Платформы подъемные с наклонным перемещением», распространяющиеся на платформы подъемные для инвалидов.
Таким образом, платформы подъемные для инвалидов являются объектом технического регулирования технического регламента, и требования к их изготовлению (конструкции) определены.
Вместе с тем, гусеничный мобильный лестничный подъемник T09 «ROBY», предназначенный для облегчения подъема по лестнице человеку, временно ограниченному в движении или находящемуся в инвалидном кресле, без использования специальных стационарных подъемных устройств, не входит в область применения вышеуказанных документов, т.к. вышеуказанные стандарты устанавливают требования безопасности и доступности к стационарно устанавливаемым подъемным платформам.
Учитывая вышеизложенное, следует, что действие «Правил об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, не распространяется на гусеничный мобильный лестничный подъемник T09 «ROBY», также данный подъемник не подлежит учету. 

2021 год

8 декабря 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«В ФНП № 512 (утв. 09.12.2020) существует раздел «Требования безопасности к производственным емкостям». Согласно данному разделу к производственным емкостям относятся ковши, шлаковые чаши, совки, кюбели, тара, корзины. Есть ли необходимость относить тару (например, контейнер для хранения и транспортировки бытового мусора, контейнеры для хранения деталей и их перемещения с применением ПС), которая не используется в процессе получения металлов, к таким емкостям?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за взрывопожароопасными, химическими и металлургическими объектами:
В соответствии с п. 139 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512, производственная емкость должна быть идентифицирована как технологическая или вспомогательная. Требования к учету и маркировке производственных емкостей устанавливаются распорядительным документом эксплуатирующей организации и проводятся в соответствии с производственной документацией.

17 ноября 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Относится ли деятельность по перевалке и непродолжительному (не более нескольких дней) хранению зерна (семена льна, подсолнечный шрот и др.) на складах напольного хранения в порту к категории опасных производственных объектов, по смыслу п. 6 Приложения «Опасные производственные объекты» (осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию) к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за взрывопожароопасными, химическими и металлургическими объектами:
На основании пункта 6 приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту - закон № 116-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.
В соответствии с ч.1 ст. 6 закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Исходя из вышеизложенного, деятельность по перевалке и хранению зерна в складах напольного хранения в порту относится к деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов.

5 октября 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
    
«Какими нормативно-правовыми актами или методиками следует руководствоваться при расчете вреда (экономического ущерба и вреда окружающей среде) от аварии согласно п. 18 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 декабря 2020 г. № 503?»
   
Отвечают специалисты межрегионального отдела правового обеспечения:
Статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503, организацией, на объекте которой произошла авария, осуществляется расчет вреда (экономического ущерба и вреда окружающей среде) от аварии, который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
При расчете резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий, а так же при определении размера вреда целесообразно руководствоваться Методическими рекомендациями по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах (РД 03-496-02), утвержденными постановлением Госгортехнадзора от 29.10.2002 № 63 и Методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденной приказом Ростехнадзора от 10.12.2020 № 516. С их помощью можно определиться с размерами финансовых резервов и оценкой ущерба, который может сложиться на конкретном объекте и в конкретное время в результате чрезвычайной ситуации.

13 сентября 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Может ли специалист организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, пройти аттестацию в Территориальной аттестационной комиссии, если у него нет высшего образования?»
  
Отвечают специалисты отдела лицензирования и ведения государственного реестра ОПО:
В документах, регулирующих деятельность аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, требований к образованию аттестуемых нет. Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» (далее - Положение), определены следующие категории работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности:
- работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;
- работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
- работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
- работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.
В соответствии с п. 5 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

02 августа 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Попадает ли автокран и организация, его эксплуатирующая, под опасный производственный объект?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии со статьей 2 и Приложением № 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее по тексту - ФЗ № 116) к категории опасных производственных объектов (далее по тексту также - ОПО) относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.
Согласно пункту 143 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 461, зарегистрированных Минюстом России 30.12.2020, регистрационный № 61983 (далее по тексту - ФНП ПС), объекты, на которых эксплуатируются подъемные сооружения (далее по тексту - ПС), перечисленные в пункте 2 ФНП ПС (за исключением ПС, перечисленных в пункте 145 ФНП ПС) подлежат регистрации в качестве опасных производственных объектов (далее по тексту - ОПО) в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Автомобильные краны относятся к указанным в пункте 2 (а) ФНП ПС грузоподъемным кранам всех типов и являются стационарно установленными, так как должны осуществлять грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, после установки их на выносные опоры и при этом крановая установка закреплена на шасси или раме стационарно.
С учетом вышеизложенного, Северо-Западное управление Ростехнадзора сообщает, что автомобильные краны подлежат учету в органах Ростехнадзора в составе ОПО. При этом организация, эксплуатирующая ОПО, обязана соблюдать положения ФЗ № 116, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

09 июля 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Требуется ли для юридических лиц получение акта допуска электроустановки временного электроснабжения строительной площадки с разрешенной мощностью 1350 кВт по 3 категории?»
  
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
Получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию электроустановок заявителя является одним из мероприятий процедуры технологического присоединения (п. 7 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).
Правилами устанавливается исчерпывающий перечень случаев, когда получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя не требуется (п. п. 12, 12(1), 13, 14 Правил). Получение разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки строительной площадки с разрешенной мощностью 1350 кВт является обязательным.
Допуск в эксплуатацию новых и реконструируемых энергоустановок производится в соответствии с «Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. № 85.
Подробно о форме заявления, о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки, составе технической документации, представляемой для допуска электроустановок в эксплуатацию, можно ознакомиться в Интернете на сайте Северо-Западного управления Ростехнадзора: www.szap.gosnadzor.ru.

01 июня 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Какие нормативные документы, действующие с 2021 года, необходимы для составления проекта производства маркшейдерских работ?»

Отвечают специалисты отдела надзора за безопасностью ведения горных работ:
При разработке проекта производства маркшейдерских работ (ППМР) необходимо учитывать требования закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1; «Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1467; «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 08.12.2020 № 505; «Правил обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.10.2020 № 439; «Требования к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 537 и требования к производству маркшейдерских работ, установленные иными нормативными правовыми актами. Также при составлении ППМР возможно применение Рекомендаций по подготовке проектной документации на производство маркшейдерских работ, разработанных специалистами научного центра геомеханики и проблем горного производства (Горный институт, 2009 год), в части, не противоречащей действующему законодательству. При разработке ППМР следует учитывать специфику и способ разработки объекта недропользования, его геометризацию, наличие зданий и сооружений в зоне ведения работ, необходимость и частоту учёта добываемого полезного ископаемого и прочие условия, которые могут повлиять на методы и периодичность производства маркшейдерских работ.

04 мая 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
       
«Прошу разъяснить порядок проверки знаний по электробезопасности в случае истечения 3-х летнего периода с момента последней проверки знаний»

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В соответствии с п. 1.4.19 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, при перерыве в проверке знаний более трех лет проводится первичная проверка знаний.
Проверка знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, может быть проведена в комиссии Управления. Основанием для организации проведения проверки знаний норм и правил является представление в Управление заявления о направлении работника на проверку знаний. Заявление о направлении работника на проверку знаний оформляется в произвольной форме на фирменном бланке организации. Письмо подписывается руководителем организации (структурного подразделения).
Указанные сведения, объем информации, необходимой для регистрации, а также перечень вопросов, применяемых в тестах отраслевой комиссии Ростехнадзора по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора, размещены на официальном сайте Управления - www.szap.gosnadzor.ru.

15 апреля 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Подлежит ли согласованию с органами Ростехнадзора проект производства маркшейдерских работ как самостоятельный документ?»

Отвечают специалисты отдела надзора за безопасностью ведения горных работ:
В соответствии с пп. 43 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство маркшейдерских работ является лицензируемым видом деятельности. В соответствии с пп. «е» п. 5 «Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1467, лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении деятельности по производству маркшейдерских работ помимо требований, указанных в пункте 4 настоящего Положения, в том числе, является выполнение работ в соответствии с проектной документацией на проведение работ, связанных с пользованием недрами, согласованными в установленном порядке органом государственного горного надзора планами и схемами развития горных работ и проектной документацией на производство маркшейдерских работ. В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом государственного горного надзора.
Ввиду вышесказанного сообщаем, что проект производства маркшейдерских работ подлежит согласованию с органами Ростехнадзора.

11 марта 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Каким документом утверждена форма подписываемого акта приемки сетей газораспределения и газопотребления приемочной комиссией? Направляется ли информация (распоряжение, приказ Ростехнадзора) о лице, уполномоченном на участие в комиссии по приемке сети газораспределения и сети газопотребления и проверке готовности организации к эксплуатации сети газоснабжения? Если нет, то как заказчик может знать о дате выезда инспектора? Каким образом уведомляется заказчик о прибытии представителя Ростехнадзора для работы в приемочной комиссии?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:
После исключения приложения «Ж» СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы», устанавливавшего форму акта приемки законченного строительством объекта газораспределения или газопотребления, форма такого акта никакими нормативными документами в настоящее время не установлена. Это означает, что приемочная комиссия вправе сформировать акт по произвольной форме при условии соответствия его содержания и выводов положениям пунктов 93-98 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (далее - Технический регламент). На практике, как правило, по-прежнему используется привычная форма акта по исключенному из СП 62.13330.2011* приложению «Ж».
Распоряжение (приказ) органа Ростехнадзора издается для организации плановой или внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Участие представителя Ростехнадзора в комиссии по приемке определено Техническим регламентом, не является проверкой, и для его организации не может быть издано распоряжение или приказ.
Представитель Ростехнадзора для участия в приемочной комиссии назначается на основании поступившего письма о завершении строительства объекта и создании комиссии, в соответствии с установленным порядком и действующими распорядительными документами. Дата и время сбора приемочной комиссии согласуется сторонами без почтовой переписки, по телефону или иным доступным способом. Письменное уведомление инициатора создания приемочной комиссии (заказчика строительства) о назначении конкретного должностного лица для участия в комиссии, как правило, не производится, в связи с возникающим большим объемом делопроизводства, а также значительными сроками оформления и доставки почтой соответствующих писем, что затягивает сроки работы комиссии. Такого рода письменные уведомления направляются по запросу заказчика, в случае необходимости.

19 февраля 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Требуется ли в настоящее время согласовывать Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах в территориальном органе Ростехнадзора?»
  
Отвечают специалисты межрегионального отдела правового обеспечения:
Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах определен приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения» (далее - Порядок). Пунктом 29 Порядка предусмотрено, что техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей объект. В настоящее время согласование указанных документов с Ростехнадзором не требуется.

12 января 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«В Правилах охраны труда при эксплуатации тепловых энергоустановок (приказ Минтруда России от 17.12.2020 № 924н) указан рекомендуемый образец бланка наряд-допуска на производство работ повышенной опасности в тепловых энергоустановках. С учетом требований п. 23 возможно ли изменить форму бланка наряд-допуска (взять за основу бланк наряд-допуска из ранее действующих Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей)?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения:
Оформленный бланк наряда-допуска должен содержать сведения, предусмотренные п. 23 «Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок» (утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2020 № 924н, зарегистрированных Минюстом России от 29.12.2020 № 61926; далее - ПОТЭТ). Предлагаемая ПОТЭТ в приложении № 1 форма бланка наряда-допуска является рекомендуемым образцом. Применение иной формы бланка при оформлении наряда-допуска не является нарушением норм охраны труда при соблюдении требований ПОТЭТ.