С 1 июля 2021 года обязателен досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа

13 сентября 2021 года вступает в силу приказ Ростехнадзора от 24.05.2021 года № 187 «О внесении изменений в Административный регламент Ростехнадзора предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденный приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. № 140… Правила приёма-выдачи документов в контрольно-документационном отделе Северо-Западного управления Ростехнадзора

Вопрос-ответ

2021 год

01 июня 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Какие нормативные документы, действующие с 2021 года, необходимы для составления проекта производства маркшейдерских работ?»

Отвечают специалисты отдела надзора за безопасностью ведения горных работ:
При разработке проекта производства маркшейдерских работ (ППМР) необходимо учитывать требования закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1; «Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1467; «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 08.12.2020 № 505; «Правил обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.10.2020 № 439; «Требования к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 537 и требования к производству маркшейдерских работ, установленные иными нормативными правовыми актами. Также при составлении ППМР возможно применение Рекомендаций по подготовке проектной документации на производство маркшейдерских работ, разработанных специалистами научного центра геомеханики и проблем горного производства (Горный институт, 2009 год), в части, не противоречащей действующему законодательству. При разработке ППМР следует учитывать специфику и способ разработки объекта недропользования, его геометризацию, наличие зданий и сооружений в зоне ведения работ, необходимость и частоту учёта добываемого полезного ископаемого и прочие условия, которые могут повлиять на методы и периодичность производства маркшейдерских работ.

04 мая 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
       
«Прошу разъяснить порядок проверки знаний по электробезопасности в случае истечения 3-х летнего периода с момента последней проверки знаний»

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В соответствии с п. 1.4.19 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, при перерыве в проверке знаний более трех лет проводится первичная проверка знаний.
Проверка знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, может быть проведена в комиссии Управления. Основанием для организации проведения проверки знаний норм и правил является представление в Управление заявления о направлении работника на проверку знаний. Заявление о направлении работника на проверку знаний оформляется в произвольной форме на фирменном бланке организации. Письмо подписывается руководителем организации (структурного подразделения).
Указанные сведения, объем информации, необходимой для регистрации, а также перечень вопросов, применяемых в тестах отраслевой комиссии Ростехнадзора по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора, размещены на официальном сайте Управления - www.szap.gosnadzor.ru.

15 апреля 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Подлежит ли согласованию с органами Ростехнадзора проект производства маркшейдерских работ как самостоятельный документ?»

Отвечают специалисты отдела надзора за безопасностью ведения горных работ:
В соответствии с пп. 43 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство маркшейдерских работ является лицензируемым видом деятельности. В соответствии с пп. «е» п. 5 «Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1467, лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении деятельности по производству маркшейдерских работ помимо требований, указанных в пункте 4 настоящего Положения, в том числе, является выполнение работ в соответствии с проектной документацией на проведение работ, связанных с пользованием недрами, согласованными в установленном порядке органом государственного горного надзора планами и схемами развития горных работ и проектной документацией на производство маркшейдерских работ. В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом государственного горного надзора.
Ввиду вышесказанного сообщаем, что проект производства маркшейдерских работ подлежит согласованию с органами Ростехнадзора.

11 марта 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Каким документом утверждена форма подписываемого акта приемки сетей газораспределения и газопотребления приемочной комиссией? Направляется ли информация (распоряжение, приказ Ростехнадзора) о лице, уполномоченном на участие в комиссии по приемке сети газораспределения и сети газопотребления и проверке готовности организации к эксплуатации сети газоснабжения? Если нет, то как заказчик может знать о дате выезда инспектора? Каким образом уведомляется заказчик о прибытии представителя Ростехнадзора для работы в приемочной комиссии?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:
После исключения приложения «Ж» СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы», устанавливавшего форму акта приемки законченного строительством объекта газораспределения или газопотребления, форма такого акта никакими нормативными документами в настоящее время не установлена. Это означает, что приемочная комиссия вправе сформировать акт по произвольной форме при условии соответствия его содержания и выводов положениям пунктов 93-98 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (далее - Технический регламент). На практике, как правило, по-прежнему используется привычная форма акта по исключенному из СП 62.13330.2011* приложению «Ж».
Распоряжение (приказ) органа Ростехнадзора издается для организации плановой или внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Участие представителя Ростехнадзора в комиссии по приемке определено Техническим регламентом, не является проверкой, и для его организации не может быть издано распоряжение или приказ.
Представитель Ростехнадзора для участия в приемочной комиссии назначается на основании поступившего письма о завершении строительства объекта и создании комиссии, в соответствии с установленным порядком и действующими распорядительными документами. Дата и время сбора приемочной комиссии согласуется сторонами без почтовой переписки, по телефону или иным доступным способом. Письменное уведомление инициатора создания приемочной комиссии (заказчика строительства) о назначении конкретного должностного лица для участия в комиссии, как правило, не производится, в связи с возникающим большим объемом делопроизводства, а также значительными сроками оформления и доставки почтой соответствующих писем, что затягивает сроки работы комиссии. Такого рода письменные уведомления направляются по запросу заказчика, в случае необходимости.

19 февраля 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Требуется ли в настоящее время согласовывать Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах в территориальном органе Ростехнадзора?»
  
Отвечают специалисты межрегионального отдела правового обеспечения:
Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах определен приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения» (далее - Порядок). Пунктом 29 Порядка предусмотрено, что техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей объект. В настоящее время согласование указанных документов с Ростехнадзором не требуется.

12 января 2021 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«В Правилах охраны труда при эксплуатации тепловых энергоустановок (приказ Минтруда России от 17.12.2020 № 924н) указан рекомендуемый образец бланка наряд-допуска на производство работ повышенной опасности в тепловых энергоустановках. С учетом требований п. 23 возможно ли изменить форму бланка наряд-допуска (взять за основу бланк наряд-допуска из ранее действующих Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей)?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения:
Оформленный бланк наряда-допуска должен содержать сведения, предусмотренные п. 23 «Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок» (утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2020 № 924н, зарегистрированных Минюстом России от 29.12.2020 № 61926; далее - ПОТЭТ). Предлагаемая ПОТЭТ в приложении № 1 форма бланка наряда-допуска является рекомендуемым образцом. Применение иной формы бланка при оформлении наряда-допуска не является нарушением норм охраны труда при соблюдении требований ПОТЭТ.