В общероссийский день приема граждан 12 декабря 2019 года с 12 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по местному времени личный прием граждан в Северо-Западном управлении Ростехнадзора будет осуществляться по следующим адресам: Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 3, каб. № 6; Великий Новгород, ул. Германа, д. 25, каб. № 4; г. Псков, ул. Народная, д. 21а, каб. № 1; г. Архангельск, ул. Теснанова, д. 16, корп. 1,каб. № 32; г. Мурманск, пр. Кольский, д. 1, каб. № 205; Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. А. Невского, д. 69,каб. № 200; г. Вологда, ул. Ударников, д. 17,каб. № 307. Личный прием ведется без предварительной записи.

Вопрос-ответ

2019 год

04 сентября 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«В октябре 2016 года я получил 3 группу допуска по электробезопасности как инженер. До настоящего момента я ее не подтверждал. Могу ли я до октября 2019 года восстановить её?» 
   
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору:
III группа допуска по электробезопасности является действующей в течение трех лет после проверки знаний. В случае если в указанный срок не будет проведена очередная (внеочередная) проверка знаний возможно присвоение только II группы допуска по электробезопасности (первичная проверка знаний согласно п. 1.4.19 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей»).

08 августа 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Наше предприятие недавно сменило организационно-правовую форму. Наш заказчик потребовал зарегистрировать эти изменения через Ростехнадзор. Нам сказали, можно это сделать через сайт. Подскажите, пожалуйста, как это необходимо сделать?»
  
Отвечают специалисты отдела лицензирования и ведения государственного реестра ОПО:
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору регистрацию изменений организационно-правовой формы (далее - ОПФ) не осуществляет. Данное действие отнесено к компетенции органа, уполномоченного на ведение Единого государственного реестра юридических лиц, а именно Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
В то же время, в Вашем обращении не указано, в результате каких именно мероприятий произошло изменение организационно-правовой формы юридического лица.
В отношении действий, предписанных осуществить юридическому лицу в Ростехнадзоре при изменении ОПФ сообщаю следующее:
В случае если юридическое лицо осуществило изменение ОПФ в рамках приведения ее к нормам Гражданского кодекса, необходимость внесения изменений в разрешительные документы, выданные Ростехнадзором, отсутствует. Такие изменения будут произведены автоматически при обращении с заявлениями о внесении изменений в разрешительные документы по иным основаниям.
Данный принцип установлен в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон № 99-ФЗ): изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.
Однако, обращаю внимание, что данная норма Закона № 99-ФЗ не относится к случаям реорганизации юридического лица.
В случае изменения ОПФ, произведенной при реорганизации в форме преобразования, руководствоваться необходимо ч.1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании): лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования.... В таком случае юридическому лицу, созданному путем реорганизации необходимо обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении вышеуказанной лицензии. Также обращаю Ваше внимание, что соответствующие изменения в отношении эксплуатирующей организации необходимо внести в государственный реестр опасных производственных объектов.
Документы представляются в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявительные документы заявитель вправе направить в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, через Единый портал государственных услуг.

07 августа 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«В нашей организации эксплуатируются фасадные подъемники ZLP-630. В паспорте в графе "Дата изготовления" указано: "2015". Срок службы указан 5 лет. До какого времени можно эксплуатировать эти подъемники? В 2020 году они еще подлежат эксплуатации?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии с подпунктом «а» пункта 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, зарегистрированным в Минюсте России 31.12.2013 per. № 30992 (далее - ФНП), организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая опасные производственные объекты с подъемными сооружениями (далее - ПС), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и поддерживать эксплуатируемые ПС в работоспособном состоянии, соблюдая графики выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово- предупредительных ремонтов, а также не превышать срок службы (период безопасной эксплуатации), заявленный изготовителем в паспорте ПС, без наличия заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления.
Следовательно, если в паспортах фасадных подъемников ZLP-630 указана дата изготовления 2015 год (без указания месяца изготовления) с установленным сроком службы 5 лет, то данные фасадные подъемники могут эксплуатироваться до окончания 2020 года, при условии соблюдения всех требований ФНП.

02 августа 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом
      
«Допускается ли совмещать обязанности ответственного за электрохозяйство и персонала, обслуживающего электроустановки? Если да, то при проведении всех мероприятий с административно-техническим персоналом, имеющим права оперативного, оперативно-ремонтного или ремонтного персонала в соответствии с п.1.4.5.1. ПТЭЭП, необходима выдача двух удостоверений проверки знаний правил работы в электроустановках (1. допущен в качестве административно-технического персонала, 2. допущен в качестве оперативно-ремонтного персонала) или достаточно одного с указанием "Допущен в качестве административно-технического персонала с правами оперативно-ремонтного"?»
    
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя и относятся к административно-техническому персоналу.
Административно-технический персонал — это персонал, организующий оперативные переключения, ремонтные, монтажные и наладочные работы в электроустановках и принимающий в этих работах непосредственное участие, этот персонал имеет права оперативного, ремонтного или оперативно-ремонтного.
Если при проведении проверки знаний правил работы в электроустановках административно-техническому персоналу не предоставляются такие права, то в протоколе (журнале) и в удостоверении делается соответствующая запись: «административно-технический персонал без права оперативно-ремонтного и выдачи нарядов и распоряжений».
При подготовке к работам в электроустановках с административно-техническим персоналом проводятся все мероприятия, предусмотренные п. 1.4.5.1 ПТЭЭП.
Выдача дополнительного удостоверения для административно-технического персонала «Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденными приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н, не предусмотрена.

19 июля 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Прошу дать пояснения по дальнейшей эксплуатации баллонов малой и средней вместимости, изготовленных по ГОСТ 949-73 до 22.12.2014 года, на рабочее давление до 19,6 МПа, со сроком службы 40 лет. Может ли организация эксплуатировать вышеуказанные баллоны, прошедшие техническое освидетельствование на специализированных станциях, до даты следующего технического освидетельствования и только по истечении этого срока их выбраковать и утилизировать согласно п. 485 ФНП ОРДП?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением:
В соответствии с требованием п. 485 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25 марта 2014 г.), зарегистрированных Минюстом России 19 мая 2014 г., регистрационный № 32326, срок службы баллонов определяет организация-изготовитель или разработчик проекта конструкции баллона. Методикой технического освидетельствования стальных бесшовных баллонов малой и средней вместимости на рабочее давление до 19,6 МПа, изготовленных по ГОСТ 949-73, согласованной Ростехнадзором (письмо от 23.06.2003 № 12- 06/574), установлен срок службы баллонов не более 40 лет. При достижении указанного срока эксплуатация баллона должна быть прекращена независимо от его технического состояния и указанных сроков освидетельствования.

01 июля 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Нужно ли подавать сведения в Ростехнадзор о том, что ОПО не эксплуатируется в связи с закрытием подразделения? И будет ли нарушением отсутствие отчета по этому объекту?»
  
Отвечают специалисты отдела лицензирования и ведения государственного реестра ОПО:
Если опасный производственный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, но по какой-то причине не эксплуатируется, то это не освобождает юридическое лицо о предоставлении отчета до момента исключения объекта из государственного реестра.

14 июня 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Добрый день, в компании имеется котельная, которая используется для собственных нужд. Топливом является природный газ. Так же имеются резервуары и трубопровод дизельного топлива, для резерва топлива. Эти резервуары и трубопровод являются ОПО. Можно ликвидировать эти резервуары и трубопровод из ОПО и демонтировать?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:
В случае если резервуары и трубопровод дизельного топлива включены в состав опасного производственного объекта (ОПО) «сеть газопотребления», их можно демонтировать в рабочем порядке, в соответствии с общими требованиями к выполнению такого рода работ. После демонтажа данного оборудования необходимо в установленном порядке внести изменения в сведения об ОПО, содержащиеся в государственном реестре (в части изменения состава ОПО).
В случае если резервуары и трубопровод дизельного топлива зарегистрированы как отдельный ОПО (например, «площадка хранения дизельного топлива»), демонтаж этого оборудования будет являться ликвидацией ОПО, что в соответствии со статьей 8 и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требует разработки проектной документации и проведения экспертизы промышленной безопасности этой документации.

06 июня 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Уволился технический руководитель в карьере (3 класс ОПО). Чем грозит работа без технического руководителя, и какие сроки на устранение данного вопроса?»
   
Отвечают специалисты отдела надзора за безопасностью ведения горных работ:
В соответствии с требованиями ст. 9. Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями.
Нарушение указанного требования влечет за собой привлечение юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

06 мая 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Для эксплуатации дизель электростанции эксплуатируется емкость 1962 года выпуска 25м³ с дизельным топливом 20000 тонн. Надо ли данную емкость ставить на учет как объект повышенной опасности и если да, то какой присваивается класс?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными объектами в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности:
Согласно требованиям статьи 2 Федерального закона от 27.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту – Федеральный закон №116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Отнесение производственных объектов в разряд опасных производственных объектов проводится на стадии проектирования документации на строительство объекта, документации на техническое перевооружение.
Использование дизельного топлива от 1 тонны относит такой объект к опасным и подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Одновременно сообщаем, что идентификацию опасных производственных объектов, согласно требованиям Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденному приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 года N 494, осуществляет организация, эксплуатирующая эти объекты. В соответствии со статьей 2 пункта 5 Федерального закона №116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

06 мая 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Необходимо-ли в паспорте подъемного сооружения при смене владельца ОПО производить запись в сведениях о местонахождении крана, если не производился его перемонтаж на другое место?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533, зарегистрированным Минюстом России 31.12.2013, регистрационный № 30993 (далее – ФНП), не содержат требования к форме паспорта подъемных сооружений (далее – ПС) и его ведению.
Ранее форма паспорта стреловых кранов, башенных кранов, кранов мостового типа и электрической тали содержалась в приложениях № 5, 6, 7, 8 к Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (далее - ПБ 10-382-00), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98, не подлежащим применению в соответствии с приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533.
В формах паспортов, содержащихся в приложениях ПБ 10-382-00, в разделе «Сведения о местонахождении крана» предусматривалась информация о владельце крана (наименование предприятия (организации) или фамилии и инициалы индивидуального предпринимателя); о местонахождении крана (адрес владельца); о дате установки (получения), что подразумевало внесение соответствующей записи при смене владельца ПС.

29 апреля 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Поднадзорны ли автозаправочные станции (АЗС и АГЗС), осуществляющие заправку нефтепродуктами или сжиженными углеводородными газами (СУГ), органам Ростехнадзора как ОПО при строительстве и эксплуатации?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:
Автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) являются опасными производственными объектами (ОПО) по признаку хранения опасного вещества – сжиженного углеводородного газа (СУГ) и по признаку использования оборудования, работающего под избыточным давлением газа более 0.07 Мпа. В соответствии с приложением 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» АГЗС может быть классифицирована как ОПО III или IV класса опасности, в зависимости от массы хранящегося СУГ и рабочего давления газа.
Автозаправочные станции жидкого моторного топлива не относятся к опасным производственным объектам.

25 апреля 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Подскажите пожалуйста, если в офисном учреждении нет электротехнического персонала, может ли учреждение заключить гражданско-правовой договор со специалистом с III группой по электробезопасности со стороны, чтобы он провел инструктаж на I группу остальных сотрудников? Или обязательно провести обучение своего сотрудника на III группу, чтобы он в дальнейшем обучал остальных сотрудников?»
  
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В соответствии с п. 1.4.4 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III.

24 апреля 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Поясните, пожалуйста: у одного из пятерых членов комиссии, назначенной для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала, просрочена проверка знаний. Может ли данная комиссия проводить проверку знаний в период до тех пор, пока этот член комиссии пройдет очередную проверку знаний, если он не будет участвовать в заседаниях? Или у всех пяти членов комиссии на дату проведения проверки знаний работников должна быть действующая проверка знаний по протоколу выданному Ростехнадзором?»
  
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору:
Согласно п. 1.4.30 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (далее – Правил) в состав комиссии по проверке знаний электротехнического и электротехнологического персонала должно входить не менее пяти человек.
В соответствии с п. 1.4.31 и п. 1.4.33 Правил допускается проверка знаний отдельных членов комиссии на месте, при условии, что председатель и не менее двух членов комиссии прошли проверку знаний в комиссии органов госэнергонадзора. При проведении проверки знаний должны присутствовать не менее трех членов комиссии, в том числе обязательно участие председателя (заместителя председателя комиссии).

18 апреля 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Обязательна ли печать организации в удостоверениях по электробезопасности на странице результатов проверки знаний, если аттестация проводилась внутренней комиссией? Если да, то каким нормативным документом это регламентируется?»
  
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
Форма удостоверения, в соответствии с Приложением № 2 к «Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденным приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н, предусматривает печать организации.

12 марта 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Хотим приобрести в организацию компрессор. Давление компрессора 1МПа, объем 0,5 м³ ресивера. Данный компрессор не требует регистрации в Ростехнадзоре (ФНП №116 п.215 п.п.1). Будет ли объект (цех) нашей организации ОПО и требуется ли его регистрация в государственном реестре ОПО?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением:
В соответствии с пунктом 215 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116 и зарегистрированных Минюстом России 19 мая 2014 г., per. № 32326, (далее - ФНП) указанный Вами компрессор с ресивером объемом 0,5 м³ учету не подлежит. В соответствии с п. 217 ФНП оборудование, не подлежащее учету, к опасным производственным объектам не относится и регистрации в государственном реестре не подлежит.

12 февраля 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Какие требования предъявляются к организациям, осуществляющим освидетельствование газовых баллонов? Какой перечень документов необходим для получения клейма, применяемого при освидетельствовании газовых баллонов под КПГ (более 100л)?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением:
Требования к организациям, осуществляющим освидетельствование баллонов, указаны в п.п. 486, 488 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116 и зарегистрированных Минюстом России 19 мая 2014 г., per. № 32326 (далее - ФНП). Результаты технического освидетельствования баллонов объемом более 100 л заносятся в паспорт. Клеймо на такие баллоны не ставят в соответствии с требованием п. 494 ФНП.

04 февраля 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«По каким видам деятельности должен быть аттестован персонал специализированной организации, выполняющей работы по ремонту крановых путей с последующей планово-высотной съемкой?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Требования к работникам специализированной организации изложены в пунктах 20-22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533, зарегистрированным Минюстом России 31.12.2013, регистрационный № 30993 (далее – ФНП).
В соответствии с пунктом 20 ФНП работники (специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование, и персонал - лица рабочих профессий) основных служб организации, непосредственно занятые на выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту, реконструкции или модернизации в процессе эксплуатации, должны отвечать следующим требованиям, в том числе:
к) иметь документы, подтверждающие прохождение в установленном порядке профессионального обучения по соответствующим видам деятельности рабочих специальностей (для персонала), а сварщики - быть аттестованными в установленном порядке в соответствии с Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 октября 1998 г. № 63 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 4 марта 1999 г., регистрационный № 1721); Технологическим регламентом проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденным постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 25 июня 2002 г. № 36 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2002 г., регистрационный № 3578);
н) быть аттестованными в установленном порядке (только специалисты) на знание требований настоящих ФНП, касающихся заявленных видов работ на подъемных сооружениях (области аттестации А.1 и Б.9.33).

01 февраля 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
 
«Потеряли протокол на электромонтера, который проходил аттестацию в ноябре 2018 г. в комиссии Северо-Западного управления Ростехнадзора на IV группу по электробезопасности. Каким образом можно восстановить данный протокол?»
  
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
Для получения дубликата протокола работнику организации необходимо представить в Управление следующую информацию:
  • фамилия, имя, отчество;
  • название организации, от которой он проходил проверку знаний;
  • дату проверки знаний.

14 января 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Обязан ли, назначенный приказом руководителя ответственный за организацию эксплуатации и технического обслуживания лифтового хозяйства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проходить аттестацию в Центре оценки квалификаций (ЦОК)?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии с требованиями п. 4 (c) «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 22.12.2018 № 1639 (далее Правила), организация безопасного использования и содержания объекта (лифта) обеспечивается владельцем объекта и включает, в том числе, назначение распорядительным актом из числа квалифицированного персонала лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, к должностным обязанностям которого относится обеспечение реализации мер, предусмотренных пунктом 4 Правил. Уровень квалификации персонала, выполняющего работы по монтажу (демонтажу), обслуживанию и ремонту объектов (лифтов), должен соответствовать требованиям профессиональных стандартов.
Пунктом 3 Правил определено понятие «квалифицированный персонал» - физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».
С учетом требований Федерального закона «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ соответствие персонала требованиям профессиональных стандартов подтверждается результатами независимой оценки квалификации, которая проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О независимой оценке квалификации», постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204 утверждены «Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». Иная форма подтверждения соответствия персонала требованиям профессиональных стандартов не предусмотрена.
Таким образом, лица, ответственные за организацию эксплуатации объекта (лифта) и лица, ответственные за организацию обслуживания и ремонта объекта, подтверждают свою квалификацию результатами независимой оценки квалификации, проводимой в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций с учетом изложенных выше требований.
  
2018 год
05 декабря 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Мы продаем опасный производственный объект - сети газопотребления (3 класс) другому юридическому лицу. В последующем хотим взять в аренду данное ОПО у этого юр. лица. Какие документы нужны для снятия регистрации с нашего предприятия и передачи для регистрации ОПО другому юр. лицу? Какие документы нужны для аренды данного ОПО?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:
В случае продажи Вашей организацией опасного производственного объекта (ОПО) другому юридическому лицу с последующей арендой этого ОПО у нового владельца следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Договор аренды является одним из законных оснований для эксплуатации объекта, таким образом, статус Вашей организации как эксплуатирующей ОПО III класса опасности и обязанной выполнять весь комплекс соответствующих требований промышленной безопасности не изменится.
В данном случае Вам будет необходимо обратиться с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре ОПО, в части изменений сведений об эксплуатирующей организации (статус владельца сменился на статус арендатора).
Договор аренды заключается в соответствии с законодательством Российской Федерации, в данном случае – нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

20 ноября 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
    
«У организации имеются 4 лифта: 2 грузовых, 2 пассажирских (замены и модернизации не производилось). Необходимо ли регистрировать данные лифты в Ростехнадзоре? Если да, то каков порядок действий?»
   
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорог), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитене», в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорог) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитене» (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743, далее по тексту - Правила), для их постановки на учет уведомления направляются в соответствующий уполномоченный орган Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования» в срок, не превышающий 4 месяца со дня вступления в силу указанных Правил, который истек 31.12.2017 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» от 13.05.2013 № 407 определено, что органы Ростехнадзора осуществляют государственный контроль за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (утв. Решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824, далее по тексту Технический регламент) в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии эксплуатации.
Таким образом, в соответствии с п. 1, п. 2 (б) Правил, настоящие Правила устанавливают требования к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитене. Требования настоящих Правил не распространяются на грузовые лифты, которые предназначены только для подъема и спуска грузов, а также конструктивные особенности, размеры кабины и двери шахт которых не допускают свободного допуска в них человека.
Вся необходимая информация, образцы документов, предназначенные для постановки на учет лифтов, размещены на официальном сайте Северо-Западного управления Ростехнадзора (www.szap.gosnadzor.ru).

09 ноября 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«Должны ли все члены аттестационной комиссии организации быть аттестованными по тем областям аттестации по промышленной безопасности, по которым они проводят экзамены? Или достаточно одному члену комиссии быть аттестованным по этой области, а остальным - по общим требованиям и другим видам надзора?»
    
Отвечают специалисты территориальной аттестационной комиссии:
Порядок организации подготовки и аттестации специалистов поднадзорных Ростехнадзору организаций определен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37. Члены аттестационных комиссий, поднадзорных Ростехнадзору организаций, должны быть аттестованы по областям аттестации, по которым проводятся экзамены, в соответствующей аттестационной комиссии Ростехнадзора в зависимости от места нахождения производственных объектов и численности работников поднадзорной организации.

29 октября 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
   
«В организации планируется капитальный ремонт электроустановки. Мощность, категорийность, функциональность электроустановки меняться не будет. Необходимо ли получать Акт допуска в эксплуатацию после проведения капитального ремонта электроустановки?»
   
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, получение разрешения на допуск в эксплуатацию является обязательным для новых и реконструированных электроустановок, независимо от их мощности, электроснабжение которых осуществляется по действующему договору электроснабжения. Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки после проведения капитального ремонта, при условии отсутствия изменения параметров и характеристик электроустановки в целом (включая технико-экономические показатели), а также необходимости выполнения действий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, правилами не предусмотрена.

12 октября 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
     
«Можно ли провести аттестацию руководителя предприятия по промышленной безопасности в комиссии, созданной в организации (члены аттестационной комиссии аттестованы по промышленной безопасности в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора)?»
   
Отвечают специалисты территориальной аттестационной комиссии:
В соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37), аттестация руководителей и их заместителей, членов аттестационной комиссии организации, проводится в Центральной и Территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора в зависимости от численности организации.

10 сентября 2018 года 
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«На оборудовании, работающем под давлением, было проведено гидравлическое испытание (ГИ) специализированной организацией. Записи в паспортах о проведении ГИ и о следующем сроке были внесены. Какие из документов (акты, сертификаты, протоколы и т.п.) требуется запрашивать от специализированной организации или записи в паспорте достаточно?» 
      
Отвечают специалисты отдела лицензирования и ведения государственного реестра ОПО:
В соответствии с требованием п. 364 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давление» (приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, зарег. Минюстом России 19.05.2014, рег. № 32326) (далее – ФНП), результаты технического освидетельствования должны быть записаны в паспорт оборудования, работающего под давлением, лицами, проводившими техническое освидетельствование. Представление иных документов ФНП не предусмотрено.

30 августа 2018 года 
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом: 
   
«Требуется ли при получении разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки предъявлять акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон, предусмотренный Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212?»
   
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей: 
В связи с внесением изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила), требования об оформлении акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон утратили силу. 
Следует отметить, что установление границ балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и эксплуатационной ответственности сторон предусмотрено в форме акта об осуществлении технологического присоединения (приложение № 1 к Правилам), который оформляется после выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок. 
Таким образом, для получения разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок не требуется предоставление акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон. 
Согласно пункту 88 Правил выполнение заявителем технических условий подтверждается актом о выполнении технических условий. В этой связи, для принятия решения о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, у заявителя может быть запрошен акт о выполнении технических условий.

27 августа 2018 года 
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом
      
«Необходимо ли выдавать удостоверения на право работы на объекте открытых горных работ для дробильщиков и слесарей передвижного дробильно-сортировочного комплекса, расположенного в границах горного отвода карьера?» 
      
Отвечают специалисты отдела надзора за безопасностью ведения горных работ:
Требования для рабочих, ведущих горные работы, работы по переработке полезных ископаемых, установлены пунктом 31 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» (зарегистрированы Минюстом России 02.07.2014 рег. № 32935), в котором указано, что «рабочие, ведущие горные работы, работы по переработке полезных ископаемых, должны иметь профессиональное образование, соответствующее профилю выполняемых работ, должны быть обучены безопасным приемам работы, знать сигналы аварийного оповещения, правила поведения при авариях, места расположения средств спасения и пожаротушения и уметь ими пользоваться…», следовательно, рабочие должны иметь документы, подтверждающие выполнение указанных требований.

21 августа 2018 года 
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
       
«На предприятии имеется мостовой кран грузоподъемностью 20 т. с управлением из кабины, который состоит на учете в Ростехнадзоре. На настоящий момент собственник планирует провести работы по демонтажу кабины управления, уменьшению грузоподъемности (не более 10 т) и переводу крана на управление с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта. Какой комплект документации в данном случае потребуется от собственника для снятия данного крана с учета в Ростехнадзоре? Обязательно ли проведение экспертизы промышленной безопасности по результатам выполнения указанных работ?» 
      
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии с требованиями п. 3 (а) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее - ФНП), указанные ФНП распространяются на грузоподъемные краны всех типов. При этом, согласно требованиям п. 148 (а) ФНП, не подлежат учету в органах Ростехнадзора (федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра опасных производственных объектов - ОПО) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления.
Снятие подъемного сооружения (ПС) с учета в органах Ростехнадзора производится путем внесения соответствующих изменений в сведения, характеризующие ОПО и содержащиеся в государственном реестре ОПО. В этих целях заявителем (владельцем ОПО) с учетом требований пп. 24, 25 «Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденного приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494, представляются, в том числе, документы, подтверждающие фактическое выполнение работ по переводу ПС в разряд не подлежащих учету.
К указанным документам относится предусмотренный п. 98 ФНП протокол контроля качества ремонта (реконструкции), подтверждающий качество выполненных работ, включая демонтаж кабины управления мостового крана. Проведение экспертизы промышленной безопасности ПС, не подлежащего учету в органах Ростехнадзора, не требуется на основании п. 264 ФНП.

09 августа 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом
     
«Наша организация имеет бессрочную лицензию на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на участок сети газопотребления. Можем ли мы в данную лицензию внести место осуществления лицензируемого вида деятельности? Юридическое лицо не меняется, остается прежним.»
 
Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае изменения или добавления адреса осуществления лицензируемого вида деятельности лицензия подлежит переоформлению в порядке, предусмотренном данным федеральным законом.
Таким образом, в случае изменения или добавления адреса осуществления лицензируемого вида деятельности, организация (лицензиат) обязана обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии.

10 июля 2018 года 
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом
     
«Прошу Вас уточнить, какой пакет документов нужен для регистрации трубопроводов в котельной». 
      
Отвечают специалисты отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением:
С 22 декабря 2014 г. не подлежат применению требования Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, в связи с чем процедура регистрации котлов, сосудов, трубопроводов пара и горячей воды отделом по надзору за оборудованием, работающим под давлением, не осуществляется.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116 утверждены и введены в действие с 22 декабря 2014 г. Федеральные нормы и правила в области, промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП), в которых указан порядок ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета оборудования.
В соответствии с п. 216 ФНП (с изменениями, утвержденными приказом Ростехнадзора от 12.12.2017 № 539), для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу опасном производственном объекте (далее - ОПО), определенный комплект документов.
Дополнительно сообщаю, что ФНП не распространяются на технологические трубопроводы для транспортирования газообразных, парообразных и жидких сред.


07 июня 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
 
«На участке, находящемся в собственности, планируется демонтаж одноэтажных зданий, а именно гаражей, хранилища, складов, до уровня фундамента. Нужны ли в данном случае какие - либо разрешающие документы от Ростехнадзора?»
 
Отвечают специалисты межрегионального отдела по государственному строительному надзору:
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор полномочиями выдачи разрешения на демонтаж не наделен.
Обращаем внимание, что в случаях, установленных ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее – Кодекс), в состав проектной документации объекта капительного строительства включается раздел проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капительного строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капительного строительства, их частей, для строительства, реконструкции других объектов капительного строительства). При этом, в соответствии со ст. 54 Кодекса, соблюдение требований проектной документации, в том числе по сносу или демонтажу, является предметом государственного строительного надзора.

06 июля 2018 года  
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом
  
«Нужно ли проводить переаттестацию руководителей и специалистов по эксплуатации газораспределения и газопотребления на ОПО (котельная), в связи с выходом новых правил Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ" (приказ № 485 от 20.11.2017, введены 26.06.2018)?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления
Порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций по вопросам безопасности установлен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37). 
В связи с вступлением в силу 26.06.2018 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 № 485 (далее – Правила), Вам надлежит привести в соответствие с требованиями Правил должностные инструкции инженерно-технических работников, связанных с руководством газоопасными, огневыми и ремонтными работами, а также производственные инструкции для персонала, выполняющего данные работа. Проводить переаттестацию не требуется. 

17 мая 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
 
«В соответствии с п.п. 4(р) Постановления правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743, требуется ли сотруднику, ответственному за безопасную эксплуатацию лифтов проходить квалификационный экзамен по специальности "Специалист по организации эксплуатации лифтов" 6 уровень квалификации или "Специалист по организации технического обслуживания и ремонта лифтов" 6 уровень квалификации, если проведено обучение ответственного работника в учебной организации по программе повышения квалификации "Безопасность лифтов" 16 часов? Обслуживание и ремонт лифтов производит специализированная подрядная организация.»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Согласно п.п. 4 (р), 4 (с) «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743), владельцем объекта назначается распорядительным актом лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта из числа квалифицированного персонала. При это, квалификация работников владельца объекта и специализированной организации (в случае заключения владельцем объекта с ней договора), участвующих в использовании и содержании объекта, должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов, устанавливающих в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации квалификационные требования и характеристики, необходимые для осуществления соответствующих трудовых функций.
Документы об образовании и (или) о квалификации, выдаваемые образовательными организациями, являются подтверждением освоения образовательных программ и не являются документами независимой оценки квалификации, проводимой центрами оценки квалификации в порядке, установленном Федеральным законом "О независимой оценке квалификации», от 03.07.2016 № 238-ФЗ.
На данный момент федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не определен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление указанных работ, на соответствие требованиям профессиональных стандартов, кроме независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, проводимого центром оценки квалификаций.

12 апреля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
 
«Юридическое лицо планирует приобрести подъемник платформенный ПЛ-10Н (максимальная грузоподъемность 10 т.), предназначенный для подъема автомобилей. Модуль управления работой подъемника находится на одной из стоек подъемника.
Необходимо ли регистрировать вышеуказанный подъемник в Ростехнадзоре, как опасный производственный объект?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Указанное оборудование не относится к подъемным сооружениям, перечисленным в п.3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, зарегистрированным в Минюсте России 31.12.2013 рег. № 30992 (далее – ФНП), на которые распространяются требования ФНП.
В соответствии с п. 146 ФНП регистрации подлежат только те опасные производственные объекты, где эксплуатируются подъемные сооружения, подлежащие учету в органах Ростехнадзора и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Таким образом, требования ФНП на указанное оборудование не распространяется, а регистрация опасного производственного объекта и постановка на учет технического устройства в органах Ростехнадзора не требуется.

02 апреля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
 
«Наша компания занимается осуществлением услуг колл-центра. Производственная деятельность не осуществляется, в офисе есть только освещение и компьютеры. Возможно ли не назначать специально обученного специалиста по электробезопасности, а ответственность возложить на генерального директора?»
 
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В соответствии с п. 1.2.4. «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (ПТЭЭП), у Потребителя, не занимающегося производственной деятельностью, электрохозяйство которого включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства (Приложение № 1 к настоящим Правилам) без проверки знаний.

12 марта 2018 года 
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«В каких случаях в бюджетном учреждении должен быть назначен ответственный по промышленной безопасности?»
  
Отвечают специалисты межрегионального отдела правового обеспечения:
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (далее -ОПО), обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
На основании изложенного, организация, эксплуатирующая ОПО вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию ОПО на правах собственности или аренды или ином законном праве, согласно требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, из числа специалистов назначает ответственных в области промышленной безопасности.

19 февраля 2018 года 
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«У нас в организации часть лифтов не эксплуатируется. Надо ли подавать о них сведения в Ростехнадзор в связи с новым постановлением Правительства, если их эксплуатация начнется через 3-5 лет?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 все лифты, на которые распространяется действие «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743, далее по тексту - Правила), введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил (в том числе ранее снятые с регистрации), подлежат постановке на учет в срок, не превышающий 4 месяцев со дня вступления в силу указанных Правил.
Согласно статьи 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» TP ТС 011/2011, утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 эксплуатация лифта - это стадия жизненного цикла, включающая в том числе и хранение лифта в процессе эксплуатации. Таким образом, лифты, введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил, подлежат постановке на учет в установленном порядке.
В случае если указанные в Вашем обращении лифты не введены в эксплуатацию, то в соответствии с п. 10 Правил основанием для постановки на учет являются:
- для объекта, монтаж которого осуществлен в связи с заменой, или объекта, прошедшего модернизацию, - акт ввода объекта в эксплуатацию;
- для объекта, введенного в эксплуатацию в составе объекта капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, - уведомление о вводе объекта в эксплуатацию.

08 февраля 2018 года 
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Внесено изменение в наименование учреждения, все остальные данные не изменены. Есть лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Надо ли переоформлять лицензию и свидетельство о регистрации ОПО?»
  
Отвечают специалисты отдела лицензирования и ведения государственного реестра ОПО:
В соответствии с частью 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случаях изменения наименования юридического лица лицензия подлежит переоформлению.
Соответствующие изменения в отношении эксплуатирующей организации должны быть внесены и в государственный реестр опасных производственных объектов.
Таким образом, эксплуатирующей организации (лицензиату) необходимо обратиться в лицензирующий орган с заявлениями о внесении изменений в сведения об эксплуатирующей организации в государственном реестре ОГК), а также о переоформлении лицензии.

23 января 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Необходима 2 группа по электробезопасности главному инженеру. В организации нет комиссии на сдачу экзамена. Что нужно сделать, что бы получить 2 группу. Можно ли её получить в комиссии другой организации?»
  
Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
Сообщаю, что в соответствии с требованиями Приложения 1 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 № 328н, при первичном присвоении II группы по электробезопасности электротехническому (электротехнологическому) персоналу с основным общим или со средним полным образованием необходимо пройти обучение в образовательных организациях в объеме не менее 72 часов.
Персоналу организаций, имеющему начальное профессиональное и высшее профессиональное (техническое) образование, высшее профессиональное (техническое) образование в области электроэнергетики, для присвоения II группы по электробезопасности дополнительное обучение в образовательных организациях проходить не требуется.
В соответствии с требованиями п. 1.4.34 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, проверка знаний работников Потребителей, численность которых не позволяет образовать комиссии по проверке знаний, должна проводиться в комиссиях органов госэнергонадзора.

18 января 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«Как восстановить утерянный протокол проверки знаний по промышленной безопасности, полученный в 2016 году?»
  
Отвечают специалисты территориальной аттестационной комиссии:
Согласно п. 14 «Положения об организации работы аттестационных комиссий специалистов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Служба) от 12 июля 2010 г. № 591, аттестованному, утратившему удостоверение об аттестации, аттестационной комиссией Службы выдается дубликат удостоверения об аттестации.
Для получения дубликата протокола об аттестации организации, утерявшей протокол, необходимо подать в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору заявление на оформление дубликата протокола в связи с его утерей, указав всю известную информацию об аттестации специалиста (ФИО, дата экзамена, № протокола, области аттестаций) и платежное поручение об оплате государственной пошлины за выдачу дубликата документа, подтверждающего уровень квалификации, в связи с его утерей в размере 1300 руб.

12 января 2018 года 
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:
  
«В инструкции по эксплуатации крана мостового электрического г/п 5т, управляемого с пола при помощи системы радиоуправления сказано: «к управлению крана допускаются лица специально обученные, назначенные приказом по предприятию в ведении которого находится кран». На предприятии имеются лица, обученные по профессии "стропальщик". Требуется ли им обучение на управление краном в организации, имеющей лицензию на ведение образовательной деятельности?»
  
Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии с требованиями п. 154 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146, далее - ФНП), к управлению подъемными сооружениями (ПС) с пола или со стационарного пульта могут быть допущены рабочие, обученные в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС, а при управлении ПС с использованием системы дистанционного управления (по радио), кроме того, с учетом требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации системы дистанционного управления. Таким образом, с учетом требований п. 220 ФНП, лица, имеющие уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик», могут быть допущены к управлению упомянутыми в Вашем обращении мостовыми кранами при условии соблюдения требований п.154 ФНП без иного дополнительного профессионального образования.