О результатах расследования причин аварии, произошедшей на территории Санкт-Петербурга 5 – 6 ноября 2015 года, в результате которой произошло масштабное отключение электроэнергии

О результатах расследования причин аварии, произошедшей на территории Санкт-Петербурга 5 – 6 ноября 2015 года, в результате которой произошло масштабное отключение электроэнергии 15.12.2015 8 декабря 2015 года завершилась работа сформированной Северо-Западным управлением Ростехнадзора комиссии по расследованию причин аварии, произошедшей на территории Санкт-Петербурга 5 – 6 ноября 2015 года.
     В состав комиссии кроме работников Северо-Западного управления Ростехнадзора были включены представители Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства энергетики Российской Федерации, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга, ПАО «Россети», ОАО «СО ЕЭС», Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» МЭС Северо-Запада, ПАО «Ленэнерго», ОАО «ТГК-1», АО «Юго-Западная ТЭЦ». Возглавил комиссию - руководитель Северо-Западного управления Ростехнадзора Слабиков Г.В.
     Комиссией определены следующие причины аварии:

     1. Отключения потребителей электрической энергии 05.11.2015.
     Причиной отключения послужило нарушение требований нормативных документов при организации строительно-монтажных работ на территории ОРУ-110 кВ Автовской ТЭЦ (ТЭЦ-15).
     На территории Автовской ТЭЦ (ТЭЦ-15) проводились работы по реконструкции станционных трубопроводов сетевой воды ТЭЦ. Работы проводились персоналом ООО «ЛЭР-Инжиниринг СПб».
     На 05.11.2015 выполнялись работы по устройству тепломагистрали на территории ОРУ-110 кВ.
     В рамках проведения расследования причин аварии членами комиссии выявлены нарушения «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» приведшие к приближению 05.11.2015 в 14-03 экскаватора на недопустимое расстояние к открытым токоведущим частям ОРУ-110 кВ Автовской ТЭЦ (ТЭЦ-15) и касанию экскаватором шлейфа, с последующим возникновением трехфазного короткого замыкания.
     Причиной развития аварии послужило отключение действий защит шин ОРУ-110 кВ Автовской ТЭЦ (ТЭЦ-15), что привело к полному отключению ОРУ-110 кВ Автовской ТЭЦ (ТЭЦ-15) защитами подключенных к ОРУ-110 кВ линий электропередач 110 кВ. В рамках проведения расследования причин аварии было выявлено отсутствие с июля 2015 года осмотров персоналом Автовской ТЭЦ (ТЭЦ-15) вторичных цепей оборудования (в том числе положения накладок защит).
     Последствием стало выделение на изолированную работу Василеостровской ТЭЦ (ТЭЦ-7), Первомайской ТЭЦ (ТЭЦ-15) и отключение потребителей суммарной мощностью 299,7 МВт. По сообщению ЦУС ПАО «Ленэнерго» численность обесточенных потребителей составила - 24000 человек в Василеостровском, Кировском, Московском, Адмиралтейском районах города Санкт-Петербург.
    
     2. Отключения потребителей электрической энергии 06.11.2015.
     Причиной отключений послужило неправильное производство переключений в цепях управления ОРУ-110 кВ Автовской ТЭЦ (ТЭЦ-15) для вывода в ремонт поврежденного в результате событий 05.11.2015 оборудования. При переключении произошло разъединение шин ОРУ-110 кВ Автовской ТЭЦ (ТЭЦ-15).
     Причиной развития аварии послужили неправильные действия персонала Автовской ТЭЦ (ТЭЦ-15) по объединению разъединенных шин. Персонал Автовской ТЭЦ (ТЭЦ-15) в нарушении требований инструкций вывел контроль синхронизма и при попытке производства переключений в ОРУ-110 кВ Автовской ТЭЦ (ТЭЦ-15) произвел несинхронное объединение двух энергорайонов, что привело к отключениям оборудования ТЭЦ действиями защит.
     Последствием стало отключение потребителей численностью 16000 человек в Василеостровском, Кировском, Московском, Адмиралтейском районах города Санкт-Петербург.
     Помимо определения причин возникновения и развития аварии комиссией Северо-Западного управления Ростехнадзора была проанализирована работа оборудования и его защит на попавших в зону аварии объектах электроэнергетики, а также действия персонала при её ликвидации.
     По результатам проведенного анализа составлены и включены в акт расследования причин аварии необходимые к выполнению мероприятия способствующие усилению устойчивости попавшего в зону аварии энергорайона.

Возврат к списку